Что такое тендер и план закупок. Чем отличается план график от плана закупок? Случаи внесения изменений
С 01.10.2019 план закупок убрали из 44-ФЗ. Закупки на 2020 год планируются по новым правилам: вместо двух документов заполняется один — новый план-график.
Утверждение плана закупок по 44-ФЗ
Порядок формирования регламентируется положениями статьи 17 44-ФЗ. Правила утверждения, в свою очередь, устанавливаются нормативными постановлениями Правительства РФ, а также подзаконными актами уполномоченных органов — представителей субъектов РФ:
- Постановление Правительства РФ № 552 от 05.06.2015 регулирует обеспечение нужд и удовлетворение потребностей на федеральном уровне финансирования;
- ПП РФ № 1043 от 21.11.2013 — на уровне субъектов РФ и территориальных муниципальных образований.
ПЗ должен быть составлен, оформлен в соответствии с нормами ст.17 44-ФЗ. Дата утверждения плана закупок 44-ФЗ — 10 рабочих дней после доведения лимитов бюджетных ассигнований на следующий финансовый год и плановые периоды до организации-заказчика, а также составления и принятия на их основе плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения государственного или муниципального уровня.
Также ПЗ утверждается руководителем в десятидневный рабочий период после:
- даты вступления в силу соглашения о предоставлении субсидий объектам капитального строительства или приобретение объектов недвижимости для АУ (ч. 4 ст. 15 44-ФЗ);
- доведения лимитов бюджетных обязательств по переданным полномочиям заказчиков государственного или муниципального уровня, согласно ч. 6 ст. 15 44-ФЗ.
Регламент и сроки утверждения плана закупок по 44-ФЗ
Каждое учреждение, выступающее в роли заказчика, должно в обязательном порядке составить ПЗ и предоставить его на согласование территориальному главному распорядителю бюджетных средств соответствующего уровня бюджета или же организации-учредителю в те сроки, которые устанавливают сами ГРБС или же уполномоченные органы, являющиеся собственниками имущества.
Формально для разработки ПЗ на последующий финансовый год и плановые периоды необходимо скорректировать параметрические данные текущего (отчетного) годового периода и первого года планирования. В получившейся версии документа нужно создать плановые показатели, характеризующие (согласно доведенным бюджетным обязательствам) второй год.
То есть ПЗ, который составляется в 2017 г. на 2019 г. и плановый период 2019-2020, будет формироваться следующим образом:
- в первую очередь скорректируются данные, иллюстрирующие в действующем ПЗ 2019 и 2019 года;
- добавятся новые заказы в соответствии с выделенными ассигнованиями;
- удалятся исполненные позиции;
- изменятся сроки закупок и взаиморасчетов по ним;
- включатся сведения на период 2020 г.
Заказчику необходимо непрерывно отслеживать движения в государственной и территориальной нормативно-правовой базе, регламентирующей порядок и сроки утверждения ПЗ в 2017 г., так как установленный период, в который региональные уполномоченные органы принимают и согласовывают документацию о планировании учреждения, может измениться.
После того, как ПЗ будет утвержден и подписан руководителем, документ подлежит размещению в ЕИС в течение 3-х рабочих дней в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 1168 от 29.10.2015. Публикуются все закупочные позиции, кроме тех, что содержат государственную тайну.
Административную ответственность за нарушение регламента процессов утверждения и публикации несет сотрудник, уполномоченный на ведение закупочной деятельности в организации. Если упреждением нарушены законодательно установленные сроки согласования или размещения ПЗ, то с должностного лица взыскивается сумма в пределах от 5000 до 30 000 рублей (ст. 7.29.3. КоАП РФ).
План закупок – это список тендеров, которые государственный заказчик собирается провести в ближайшее время. Поставщикам он помогает заранее определиться, в каких торгах стоит участвовать, и выделить под них необходимые ресурсы. Порядок составления, корректировки и публикации документов планирования закреплен в статьях №17 и №21 44-ФЗ, а также блоке постановлений Правительства №552-555.
С 2016 года введена двухэтапная система планирования. Если раньше было достаточно одного документа, то в 2017, 2018 и последующих годах государственным заказчикам необходимо формировать два:
- План закупок (ПЗ) отражает потребности заказчика на ближайшие 3 года.
- В плане-графике (ПГ) расписываются более подробно закупки на предстоящий год.
Оба документа должны быть доступны для ознакомления: опубликованы в электронном виде в системе ЕИС.
Каков период планирования и сроки размещения ПЗ и ПГ?
- До 1 июля текущего года сотрудники тендерных отделов государственных учреждений обязаны:
- руководствуясь утвержденным бюджетом разработать план закупок;
- сформировать на его основе план-график. - Десять дней дается на утверждение этих документов казначейством/учредителем.
- Еще три на публикацию в ЕИС.
По причине того, что сложно с высокой точностью предвидеть свои потребности на 3 года вперед, тендеры, включенные в плановый период, постепенно корректируются, когда приходит их время. Так, в следующем, 2019 году, перечень закупок на 2020 будет уточнен и дополнен в годовом плане-графике, а долгосрочное планирование охватит трехлетний период до 2022 года.
За нарушение регламента и сроков публикации документов планирования предусмотрен штраф от 5 до 30 тысяч рублей.
Какие закупки отражаются в планах?
В отличие от 223-ФЗ, где допускается не публиковать в планах мелкие закупки, 44-ФЗ обязывает госзаказчиков размещать в публичном доступе все тендеры, не составляющие гостайну. Закупки, не отраженные в планах, проводить запрещено.
Однако некоторые позиции разрешено не расписывать подробно, указывая их только одной строкой. К таким относятся тендеры на поставку:
- продукции стоимостью до 100 тысяч рублей;
- лекарственных препаратов;
- работ по ремонту и текущему содержанию помещений, не предназначенных для проживания;
- услуг по обучению и сопровождению гидами;
- услуг статистического анализа;
- получения информации из зарубежных источников.
Какие сведения из ПЗ могут понадобиться поставщику?
ПЗ включает много полезных для поставщика данных. Прежде всего, по торгам: сроки, закупаемые ТРУ, НМЦК.
Также в планах можно найти:
- Идентификационные коды.
- Размер финансирования на весь срок контрактов, даже если он превышает период планирования.
- Сведения о наличии общественного обсуждения по крупным тендерам.
Посмотрите образец плана закупок по ссылке .
Может ли заказчик внести изменения в опубликованный план?
По 44-ФЗ госзаказчики вправе редактировать ПЗ даже после его размещения в ЕИС, в том числе переносить сроки электронных торгов. Обоснованием могут послужить следующие причины:
- Поменялась оценочная стоимость одной или нескольких закупок в плане.
- Внесены корректировки в нормативные акты. Например, в федеральный или муниципальный бюджет.
- Изменился формат процедуры: тип торгов, сроки, объем ТРУ.
- Появились корректировки по результатам общественных обсуждений.
Учитывая, что планы закупок и планы-графики можно редактировать, следует иметь в виду: документы, которые размещены в ЕИС могут содержать ошибки. К наиболее частым относятся:
- Неправильная НМЦК. Если вы заинтересованы в тендере, но подозреваете, что цена контракта указана неверно, сообщите об этом заказчику.
- Не включены закупки малого объема. Это нарушение и повод подать жалобу.
Где искать планы закупок по 44-ФЗ?
Документы планирования конкретных государственных заказчиков можно найти в открытой части ЕИС. Дополнительно они могут размещать их на своих официальных сайтах.
Существенно упрощает задачу сервис “Контрагенты” от Синапс. Найдите карточку организации по ИНН, ОГРН, названию или адресу и получите подробную информацию, в том числе сведения о планируемых закупках.
Планы-графики — это способ контролировать траты, потому что государство хочет, чтобы бюджет организации зависел от ее потребностей, а не наоборот.
Заказчики по 44-ФЗ публикуют план на все закупки кроме тех, которые являются гостайной. Заказчики по 223-ФЗ тоже могут не включать в планы закупки, которые являются гостайной, и закупки дешевле 100/500 тысяч рублей.
Проводить закупки, не включенные в план-график, нельзя, но в него в любой момент можно вносить изменения. Заказчики по 44-ФЗ обязаны сделать это не позже 10 дней до объявления закупки, которую изменили.
Чем больше организация, тем больше времени нужно для планирования расходов. Например, за прошедший год ОАО «РЖД» объявила и провела 17199 закупок, а гимназия № 5 в Екатеринбурге — всего 10. Планы-графики помогают заказчикам контролировать квоты на разные виды процедур, например, на закупки у единственного поставщика или у СМП, и анализировать, сколько денег осталось на другие закупки.
Что меняется с 2016 года?
Заказчики по 44-ФЗ должны будут публиковать свои планы-графики в структурированном виде (раньше жестких требований к структуре не было). Заказчик указывает:
- наименование закупки, ее описание и номер,
- каким способом будет проведена закупка,
- начальную стоимость каждого контракта,
- дополнительные требования к участникам закупки (если они есть),
- размер обеспечения заявки и исполнения контракт по каждой закупке,
- месяц и год объявления закупки,
- информацию о банковском сопровождении контракта,
- применении критерия стоимости жизненного цикла товара.
Чем они будут полезны поставщику?
Запланированные закупки содержат меньше информации, чем объявленные, но помогут не пропустить интересные закупки и заранее спланировать участие в торгах.
- Можно проанализировать заказчиков планируемых закупок и потенциальных конкурентов. Посмотрите на объемы закупки и оцените, сможете ли вы в ней поучаствовать.
- Полезно посмотреть, в каких регионах будут проводиться закупки в будущем году. Так вы спланируете бюджет и подумаете об открытии филиалов, например.
- Можно добавить в избранное планируемую закупку и следить за ней. Подготовьте заявку заранее, а с появлением документации просто добавьте деталей.
- Если вы только хотите поучаствовать в закупках, посмотрите в какой сфере планируется больше закупок и начинайте именно с нее.
С 2017 года заказчики должны будут подготовить не только планы-графики, но и планы закупок. В чем их отличие, а в чем сходство? Читайте в статье, как не запутаться в этих документах.
План закупок и план-график — два обязательных документа, которые введены постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 и 553 (далее — Постановление № 552, Постановление № 553). Основные отличия которых заключаются в последовательности составления, назначении и содержании.
Последовательность составления
План закупок служит исходным документом, в который заказчик включает информацию о товарах (работах, услугах), необходимых для осуществления его функций и достижения иных целей (ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ). План-график составляется на его основе (ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Информация, содержащаяся в плане закупок, носит более общий характер, в то время как план-график призван детализировать сведения о запланированных закупках.
Назначение плана закупок и плана-графика
В плане закупок заказчик должен обосновать потребность в товарах, работах или услугах, привести срок их приобретения и объем финансирования (п. п. 2, 4 — 6 ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).
В плане-графике необходимо определить условия каждой закупки, в частности способ осуществления, цену, описать ее объект (п. п. 2, 4 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Например, в 2017 г. заказчику для обеспечения деятельности требуется автомобильный бензин на общую сумму 1 млн руб. Эта информация включается в план закупок. В плане-графике заказчик указывает, что бензин будет приобретаться путем проведения двух электронных аукционов с начальной (максимальной) ценой контракта 500 тыс. руб.
Содержание плана закупок и плана-графика
Давайте рассмотрим какие данные у двух документов дублируются, а какие — вносятся для каждого свои.
Сведения, которые дублируются у обоих документов:
- Идентификационный код закупки;
- Наименования объектов закупок;
- Объем финансового обеспечения для осуществления закупки по финансовым годам либо НМЦК или цена контракта с единственным поставщиком, планируемые по годам платежи;
- Срок проведения закупки;
- Обоснование закупки;
- Информация о закупках товаров, работ, услуг, которые оказать только поставщики (подрядчики, исполнители) с необходимым уровнем квалификации, либо дополнительные требования к участникам закупки;
- Информация об обязательном общественном обсуждении закупки;
- Информация об обязательном общественном обсуждении закупки.
В остальном состав сведений о закупках различен. Например, только в плане — графике содержится цель осуществления закупки, а в плане закупок:
- Описание объекта закупки, количество товара, единица измерения и объем работы или услуги, срок и периодичность поставки;
- Размер обеспечения заявки и исполнения госконтракта;
- Применение критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта;
- Банковское сопровождение контракта.
Форма плана-графика на 2017 год как для федеральных заказчиков, так и для региональных и муниципальных одинакова. Комментирует заполнение формы Станислав Грузин, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU.
Когда предприятие решает начать производство определенных товаров или предоставление услуг, необходимо позаботиться о том, чтобы обеспечить процесс производства всеми нужными материалами. Приобретение материалов может иметь некоторые проблемы, поскольку требуется искать ресурсы соответствующего качества по приемлемым ценам. Решить такую задачу поможет логистика закупок.
Понятие и основные задачи закупочной логистики
Логистика закупок – это процесс, направленный на обеспечение потребностей предприятия в необходимых материалах. Такое обеспечение должно достигаться с наиболее максимальной экономической выгодой.
Достижение поставленных целей посредством закупочной логистики может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:
- Соблюдение сроков поставки необходимого сырья.
- Контроль количества закупаемых материалов и рациональной потребности в них.
- Обеспечение качества производства и качества товаров.
Таким образом, закупочная логистика направлена на то, чтобы обеспечивать потребности предприятия не только в ресурсах. С ее помощью также осуществляется правильный подбор поставщиков, согласование цен, контроль над заключаемыми договорами, сроками поставок, запасами и прочие моменты.
Обеспечение производства материальными ресурсами можно разделить на группы:
- Традиционное обеспечение. Происходит организация складов, разделяющихся на центральные и склады предприятий-снабженцев. Минусом такой системы является большое количество денежных и трудовых затрат, издержек.
- Промежуточное обеспечение. Основывается на заключаемых с фирмами-посредниками договорах. Плюсом подобного процесса является отсутствие необходимости создавать собственные склады, а также организовывать срочные поставки.
- Обеспечение, ориентированное на конкретную потребность производства. Этот процесс позволяет четко контролировать процесс закупок в целом и заключать договоры на длительный срок.
Зачем нужен план закупок
Чтобы логистика имела результат и эффективность, необходимо составить план закупок, позволяющий решить некоторые виды задач предприятия:
- подсчет потребностей в материальных ресурсах;
- разработка метода закупочной деятельности;
- контроль над ценой при заключении договора;
- мониторинг количества, качества и сроков поставок;
- организация процесса правильного размещения поставленных материалов на складе.
Порядок работы
Для того чтобы процедура поставок сырья прошла эффективно, необходимо соблюдать правильную последовательность проводимых мероприятий:
- Установка потребности производства в том или ином сырье.
- Подготовка заказа путем составления перечня необходимых материалов.
- Выбор надежного поставщика.
- Организация переговоров с выбранным поставщиком.
- Составление и подписание договоров.
- Контроль исполнения условий подписанных договоров.
Выбор поставщика может проходить путем проведения конкурсных торгов либо путем организации письменных переговоров. В настоящее время наиболее распространенным методом выбора поставщика является именно проведение конкурсных мероприятий, поскольку большая часть предприятий подпадает под действия закона о закупках. Такой вариант работы является наиболее эффективным, ведь он позволяет контролировать процесс выбора поставщика и дальнейшего сотрудничества с ним путем открытых закупок. Это дает возможность закупщику избежать нарушения закона о конкуренции и возможной коррупционной деятельности.
Для эффективности ведения закупочных операций работу необходимо доверять специалистам, имеющим познания в хозяйственной деятельности, а также разбирающимся в процедуре заключения контрактов и умеющим осуществлять контроль над поставками товаров и их оплатой.
Закупочная логистика: Видео