Предметом труда менеджера является. Результат труда менеджера — это принятое решение и организация его выполнения другими работниками Менеджмент как наука – это

Понятие управления и менеджмента, их общность и различие в теории и на практике

Определение управления

Это - функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), ориентированная:

Либо на сохранение некоторой программы функционирования (гомеостаз), её основного качества - сохранение структуры, поддержание режима деятельности; обеспечивает устойчивость и выживание

Либо на реализацию программ и целей её развития , изменения состояния или предания ей новых свойств и качеств;

Либо на переход из одного состояния в требуемое.

Термин «менеджмент», "management" американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Означает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей.

На русский язык переводится как руководство, близко к русскому слову «руководить», «править» и подразумева-ет деятельность руководителя по организации и осуществлению управления подчиненными. Например, «Я руковожу коллективом…». В научной литературе термин «менеджмент» закрепился как корпоративное управление.

Отличия

¨ Исторически управление возникло значительно раньше, чем менеджмент.

¨ Управление существует в любой экономической системе, в том числе административно-командной экономике. Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования. Сложность этого типа управления заключается в том, что любой руководитель в своей деятельности сталкивается с необходимостью управления людьми и машинами, процессом производства и продажами, финансами и временем. И всё это – одновременно.

¨ В.Р.Веснин: «Менеджмент - это хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка в «автономном плавании», связанное с необходимостью поиска путей ее развития и принятия оперативных решений по любым, самым неожиданным и сложным вопросам.



¨ Менеджмент относится только к тем катего­риям организаций, фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получение прибыли (предпринима­тельского дохода), независимо от характера такой деятельности. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной дея­тельности, предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы , в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, может и не иметь их, работая по найму на должности управляющего ».

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой де­ятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной дея­тельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных наме­ченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического ме­ханизма менеджмента.

Менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

Постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;

Хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия ре­шений тем, кто несет ответственность за конечные результаты дея­тельности фирмы или ее подразделений;

Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от со­стояния рынка;

Конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно само­стоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

Необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "уп­равление", это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой дея­тельности (например управление автомобилем); к разным сферам деятельно­сти (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-эко­номическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных усло­виях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента пони­мается деятельность фирмы:

В любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;

В любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конк­ретных целей деятельности фирмы.

Таким образом, "менеджмент" относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получе­ния прибыли и выступа­ющих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

Содержанием хозяйственной деятельности фирмы является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация техно­логического цикла в целом: внедрение результатов НИОКР в производство; разработка и совершенствование технологии производства; обеспечение тре­буемого уровня качества продукции; осуществление коммерческих операций; проведение операций товародвижения; осуществление всех видов расчетов; обес­печение технического обслуживания продукции; материально-техническое снабжение процесса производства; обеспечение финансовыми ресурсами; обес­печение персоналом.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и прак­тики управления. Это концепции: научного управления; административного управления; управления с позиций психологии и человеческих отношений; управления с позиций науки о поведении.

Кроме того, существуют три научных подхода к управлению, которые получили развитие в современных условиях: подход к управлению как к процессу; системный подход; ситуационный подход.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства то­варов и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

Стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

Постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, коор­динация работы всех подразделений фирмы;

Постоянный поиск и освоение новых рынков.

Определение конкретных целей развития фирмы;

Выявление приоритетности целей, их очередности и последовательно­сти решения;

Разработка стратегии развития фирмы;

Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

Установление контроля за выполнением поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, коорди­нации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

В условиях современной экономики задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

Особенности труда менеджера, руководителя

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбини­рования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализа­ции работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специ­альностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, стати­стиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руко­водством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целому

Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к про­фессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид дея­тельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специ­алиста-менеджера и в качестве объекта - хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).

Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования организации.

Особенности труда руководителя:

1. Отсутствует непосредственное участие в создании материальных ценностей, но предусматривается активное участие в организации производства.

2. Умственный характер деятельности.

3. Нелимитированный характер труда.

4. Отсутствует четкое завершение работы.

5. Работа сложно поддается количественному учету.

6. Повышенные нервно-психологические нагрузки, связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений.

7. Предусматривается выполнение множества всевозможных операций в течение рабочего дня.

8. Предусматривается принятие множества решений за короткий период.

9. Предмет труда руководителя – информация, которую он использует для принятия решений.

10. Орудия труда руководителя – средства работы с информацией.

Особенность труда руководителя заключается в многоаспектности его деятельности:

1. Экономический аспект – в процессе управления происходит координация материальных и трудовых ресурсов для достижения целей.

2. Социально – психологический аспект – построение системы власти, которая определяет отношение менеджера с исполнителями. Формирование традиций, обычаев, норм поведения в организации.

3. Правовой аспект – менеджер отражает структуру государственной и местной власти, а так же действующее законодательство.

4. Организационно – технический аспект – рациональная оценка ситуации, выбор целей и задач, построение системы мотивации персонала и системы контроля.


4. Роли руководителя

Роль – ожидаемый набор действий/поведений руководителя, занимающего постоянную должность, наделенного полномочиями в области руководства, принимающего решения по конкретным видам деятельности фирмы. Уважаемый лектор выделил такие роли:

Роли менеджера
-глава организации
- управленец
- принимающий решения
- руководитель-предпринимат.
- распространител ресурсов
- представитель

Коммуникац.и информацион. функции:
- лидер
- связ.звено
- устранитель нарушений
- проводник
- приемник инфы
- распространитель инфы

Творческие роли:
- генератор идей
- эрудит
- эксперт
- энтузиаст
- стратег
- разработчик (?)

Поведенческие роли:
- оптимист
- трудоголик
- и так далее

Типология в России:
- мыслитель
-штабной работник
- организатор
- кадровик
- воспитатель
- дипломат

Другие уважаемые исследователи также рассматривали вопрос о роли руководителя:

Психологическая ролевая типология, созданная Л. Д. Кудряшовой:

1. «Регламентатор» - стремление к исчерпывающей регламентации деятельности подчиненных, ориентация на формальные процедуры и документы. 2. «Коллегиал» - ориентация на коллект формы принятия решений и системы размытого контроля. 3. «Показушник» - приоритет оперативного реагир на быстро меняющуюся ситуацию, смена критериев оценки и способов построения отношений в зависимости от конъюнктуры. 4. «Объективист» - ориентация на внешние факторы, находящиеся за пределами управленческой системы. 5. «Формалист» - перенос ответственности на процедуры, «затягивание» решения вопросов. 6. «Максималист» - ориентация на максимально возможный результат, вне зависимости от того, насколько он необходим, завышение требований. 7. «Организатор» - ориентация на решение базовых управленческих задач: расстановка кадров, планирование и техническое обеспечение. 8. «Диспетчер» - стремление к решению всех мелких текущих проблем, смешение представлений об уровнях руководства.

Управленческая ролевая типология, созданная Г. Минцбергом:

А) Межличностные роли, характеризующиеся формой контактов и способом построения отношений (руководитель – «первое лицо», лидер, связующее звено)

Б) Информационные роли, характеризующиеся степенью активности в коммуникации (собиратель информации, распространитель информации, эксперт)

В) Функциональные роли, связанные с принятием решений (предприниматель, корректор, распределитель ресусов, переговорщик)


5. Требования к менеджеру в различных видах деятельности: в международной, исследовательской, инновационной

Общие требования, предъявляемые к современному менеджеру, предполагают наличие у него прежде всего высокого профессионализма и компетентности. Руководитель должен досконально знать дело, которым занимается, быть в нем специалистом. У него должны быть одновременно качества и администратора, и лидера. Ему необходимо учитывать баланс интересов всех сторон, участвующих в совместном бизнесе. Он должен быть коммуникабельным и обладать воображением стратега. Его интеллектуальные горизонты должны быть широкими, моральные стандарты - высокими. Он должен понимать природу управленческого труда и процессов менеджмента, знать должностные и функциональные обязанности менеджера, способы достижения целей и обеспечения роста эффективности работы организации, умело использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе, владеть искусством управления людьми и налаживания внешних связей. Менеджеру очень важно иметь способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать свою квалификацию (знания и умения). Он должен работать с подчиненными так, чтобы они прониклись пониманием нужности дела, которым заняты. Он должен уметь объяснить подчиненным стратегию организации, убедить их в том, что его видение перспективы реалистично. В основе же всех достоинств преуспевающего руководителя лежит честность. Без честности нет доверия. Лидерство базируется на доверии, и эффективность управления зависит от доверия.

Командно-административная система управления не нуждалась в кадрах, способных принимать решения, самостоятельно анализировать ситуацию, находить общий язык с потребителями, определять оптимальные варианты, связанные с выгодностью того или иного плана. Системе требовался специалист-робот, любой ценой реализующий конкретное задание, которое им не разрабатывалось и которое планировалось сверху. Под этот план руководитель получал фонды на ресурсы. Ему не нужно было искать поставщиков. Он получал перечень предприятий, которым надо отправлять продукцию в определенное время. Не нужно было знать рынок, так как за руководителя решали, что и когда нужно потребителю. Всякая же незапланированная инициатива была недопустима.

В условиях перевода основных звеньев производства на эффективный режим хозяйствования в рыночной экономике предъявляются новые требования к менеджерам, специалистам и ко всей системе обучения и выдвижения управленческих кадров. Сейчас руководителям и специалистам важно овладеть не только знаниями, позволяющими решать конкретные проблемы рыночной экономики, выбирать перспективные производственные про- граммы, устанавливать горизонтальные связи и осуществлять переход на сугубо коммерческие отношения, но освоить человековедческие знания. В них коренятся огромные и во многом неоцененные резервы эффективности управления.

Предметом труда менеджера являются... и получил лучший ответ

Ответ от _ одна_такая _ Виктория_[гуру]
Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов. Управление фирмой требует соблюдения определенной технологии разработки, принятия и реализации решений. Специалистам нового времени необходимы глубокие знание по менеджменту. Поэтому правильная организация труда менеджера очень важно. Труд менеджеров должен быть организован так, чтобы потери рабочего времени были минимальны. Однако эффективность труда должна сочетаться с соблюдением норм управляемости, норм условий труда и рациональным планированием рабочего дня.
Особенности труда менеджеров:
1) управленческий труд имеет целенаправленную природу
2) управленческий труд - это работа с людьми
3) предметом и продуктом труда менеджера является информация
4) управленческий труд и произв. труд имеют одну и ту же единую конечную цель. Объединение и координирование совместных усилий людей направлено на достижение конкретных запланированных результатов.
5) У менеджеров интеллектуальный труд. Продукт труда менеджера - решение.
6) Труд менеджеров весьма разнообразен.
7) Управленческий труд является эффективным. Можно говорить об эффекте управления, выраженном системой параметров, характеризующих новое состояние производства, достигаемое в результате управленческих воздействий. Эффект управления проявляется в том, что элементы системы приведены в действие и используются в соответствии с их назначением наиболее рациональным способом.

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Предметом труда менеджера являются...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

Спецификация теста по дисциплине «Менеджмент»

для специальности

100701 Коммерция (по отраслям)

Владикавказ

2014

1.Назначение теста

Тест, состоящий из 100 заданий позволяет, установить уровень знаний по менеджменту, теоретическим основам управления, методам воздействия на объект менеджмента в организации.

2.Документы, определяющие содержание теста

3. Подходы к отбору содержания теста

4. Структура и содержание теста

Тест включает 100 заданий с указанием правильного ответа из нескольких предложенных.

Распределение заданий в соответствии с содержанием разделов представлено в таблице 1.

Раздел теста

Число

1.Теоретические основы менеджмента

Сущность и характерные черты современного менеджмента

Эволюция менеджмента

Организация как объект менеджмента

Методы управления

2. Функции менеджмента

Планирование в системе менеджмента

Организация взаимодействия

Мотивация как функция менеджмента

Контроль и способы его осуществления

3.Стратегический менеджмент

Миссия и цели организации. Ценности и целы высшего руководства.

Сущность стратегического менеджмента.

Стратегические альтернативы.

4. Связующие процессы в менеджменте

Коммуникации в менеджменте

Принятие управленческих решений

Деловое общение

Руководство: власть и партнерство

5. Система оценивания знаний

Все задания проверяются автоматически (путем сравнения с эталоном).

Выполнение каждого задания оценивается 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 100 баллов.

На выполнение раздела отводится до трех часов.

6. План теста

План теста по разделам представлен в таблице 2.

Проверяемые элементы содержания

Требования к проверяемому уровню подготовки

Число заданий

Макси-мальный

балл

1.Сущность и характерные черты менеджмента

Сущность менеджмента.

Профессиональный характер деятельности менеджера. Особенности современного менеджмента.

2.Эволюция менеджмента

Знать исторические предпосылки возникновение менеджмента, а также сущность подходов.

3.Организация как объект менеджмента

Знать понятие организации, основные типы структур.

Уметь составлять заданную структуру управления.

Определять факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды.

4.Методы управления

Знать достоинства и недостатки основных методов управления и характер их воздействия.

5.Планирование в системе менеджмента

Знать сущность, задачи, стадии планирования, виды планов.

Уметь реализовывать планы и оценивать успех организации.

6.Организация взаимодействия

Знать организацию деятельности, этапы организации работы.

Уметь делегировать полномочия и ответственность.

7.Мотивация как функция менеджмента.

Знать особенности и критерии концепции мотивации. Уметь применять мотивационные теории в практике управления.

8.Контроль и способы его осуществления.

Знать значение контроля, этапы его разработки.

Уметь организовывать эффективный контроль.

9.Миссия и цели организации.

Знать миссию организации.

Уметь разрабатывать цели и использовать процесс мотивации при выборе стратегии.

10.Сущность стратегического менеджмента.

Знать сущность стратегического менеджмента. Уметь разрабатывать стратегические планы.

11.Стратегические альтернативы

Знать модель стратегического планирования.

Уметь выбирать эффективную стратегию.

12.Коммуникации в менеджменте.

Знать понятие и виды коммуникации, уровни и процесс. Уметь строить схемы трансакций и использовать их в межличностных коммуникациях.

13.Принятие управленческих решений.

Знать виды управленческих решений, процедурограмму и этапы принятия решений.

Уметь использовать полученную информацию для принятия эффективных управленческих решений.

14.Управление конфликтами.

Знать понятие и типы конфликтов.

Уметь управлять конфликтами и стрессами.

15.Руководство: власть и партнерство

Знать виды и источники власти.

Самоменеджмент.

Стили управления.

Уметь использовать в работе различные виды власти.

  1. Менеджмент – это:
  1. управление человеческим коллективом в процессе общественного производства
  2. целенаправленный, осознанный процесс регулирования процессов производства для достижения целей организации
  3. управление производственно-хозяйственными системами: предприятиями, фирмами, компаниями и т.д.
  4. деятельность по подготовке, выработке и реализации управленческих решений
  1. Менеджмент как наука – это:
  1. комплекс знаний о методах и способах управления производством
  2. экономическая наука о способах подготовки, принятия и реализации управленческих решений в сфере производства
  3. система методологических приемов и способов для изучения науки менеджмент
  4. отрасль знаний со специфическим предметом и методами изучения закономерностей
  1. Главное содержание менеджмента – это:
  1. обеспечение эффективной деятельности организации по достижению ее целей
  2. интегрированный процесс выработки решений по использованию ресурсов производственно-хозяйственной системы
  3. организация деятельности аппарата управления производственно-хозяйственной системы
  4. управление производством, кадрами и финансами для достижения поставленных целей
  1. Кто такой менеджер?
  1. профессия, которую может освоить человек, независимо от его психофизических характеристик
  2. человек, прошедший специальную подготовку и добивающийся результата посредством труда других людей
  3. профессионал-организатор, обладающий определенной суммой знаний в сфере управления производством, технологии и экономики
  4. субъект управления, должностное лицо в организации, обладающий знаниями и навыками управления, наделенный полномочиями и ответственностью
  1. Что является основными факторами развития менеджмента?
  1. разделение и кооперация труда, технико-технологический уровень производства
  2. особенности и особый уровень производства, уровень развития науки и технологий
  3. доминирующий способ общественного производства
  4. уровень развития информационно-технического обеспечения производства и оснащенности управленческого труда

6.Что является объектом и субъектом менеджмента?

  1. технические ресурсы
  2. люди
  3. финансовые ресурсы
  4. технологии
  1. Главной задачей менеджера является:
  1. максимизация прибыли
  2. организация труда персонала
  3. получение максимальной отдачи от имеющихся ресурсов
  4. налаживание системы внутрифирменных коммуникаций
  1. Менеджмент и управление – это:
  1. одно и то же
  2. разные, но связанные между собой процессы
  3. взаимосвязанные процессы, в которых менеджмент является особой областью управления
  4. взаимосвязанные процессы, в которых управление является особой областью менеджмента
  1. Использование какой функции менеджмента обеспечивает распределение работников по рабочим местам?
  1. планирование
  2. контроль
  3. организация
  4. мотивация
  1. В какой стране сложились условия, способствовавшие появлению менеджмента?
  1. Аргентине
  2. Бразилии
  3. Польше
  1. Выполненная функция
  2. Решенная задача
  3. Готовая продукция
  1. Что не является продуктом труда менеджера?

Г. Управленческое решение

  1. В системе управления организацией - объект управления - это?
  1. связующая подсистема
  2. управляющая подсистема
  3. финансовая подсистема
  4. управляемая подсистема
  1. В системе управления организацией - субъект управления - это?
  1. управляющая подсистема
  2. управляемая подсистема
  3. связующая подсистема
  4. финансовая подсистема
  1. школа научного управления
  2. школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
  3. административная или классическая школа управления
  1. В какой из школ менеджмента были впервые выделены управленческие функции?

Г. школа науки управления или математическая школа управления

  1. Какая из теорий менеджмента больше других опиралась на использовании личного опыта менеджеров?
  1. теория организационной культуры
  2. количественная теория менеджмента
  3. ситуационная теория менеджмента
  4. теория массового обслуживания
  1. Использование ситуационного подхода предполагает прежде всего:
  1. анализ человеческих отношений в группе
  2. систематическое нормирование труда сотрудников
  3. развитие «ситуационного мышления»
  4. все ответы неверны
  1. Процессный подход рассматривает управление как
  1. непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций
  2. взаимодействие работников
  3. определённую ситуацию
  4. совокупность элементов системы
  1. Кто был основоположником административной школы?
  1. Гилбрет
  2. Маслоу
  3. Тейлор
  4. Файоль
  1. Какую задачу преследовала административная школа?
  1. совершенствование управления организаций в целом
  2. повысить эффективность на конкретных рабочих местах
  3. определить лидера в трудовом коллективе
  4. изучить межличностные отношения в коллективе
  1. Какого подхода к менеджменту не существует?
  1. процессный
  2. динамический
  3. ситуационный
  4. системный
  1. Необходимость адаптации к внешней среде – основной принцип:
  1. теории естественного отбора
  2. теории зависимости от ресурсов
  3. теории жизнеспособности структуры
  4. теории конкуренции
  1. Что поступает в организацию из внешней среды?
  1. нормативы
  2. отчетные данные
  3. цели
  4. ресурсы
  1. Что поступает во внешнюю среду из организации?
  1. внутриотраслевые нормативы
  2. информация
  3. ресурсы
  4. отчетные данные
  1. Метод управления – это:
  1. совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый опыт для достижения поставленных организацией целей
  2. существенные, повторяющиеся, объективные взаимосвязи явлений и процессов в хозяйственной деятельности
  3. совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность
  4. область трудовой деятельности
  1. Экономические методы воздействуют на личные интересы работников через:
  1. правильно поставленную критику
  2. заработную плату, премии, штрафы
  3. ценообразование
  4. дисциплину
  1. Социально-психологические методы действуют на основе:
  1. экономических законов и закономерностей развития природы и общества
  2. на основе формирования и развития общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых ценностей
  3. организационных отношений
  4. экономических интересов личности
  1. Кто находится на вершине управленческой пирамиды?
  1. технические исполнители
  2. руководитель
  3. гл. специалисты
  4. зав. цеха
  1. Первым методом мотивации был
  1. теорияВрума
  2. «кнут и пряник»
  3. теория Маслоу
  4. теория справедливости Адамса
  1. Верхним уровнем в пирамиде Маслоу было:
  1. самоутверждение
  2. стремление к контактам
  3. самовыражение
  4. физиологические потребности
  1. Какие 3 вида потребностей выделил Мак Клелланд:
  1. пища, жильё, отдых
  2. авторитет, лидерство, известность
  3. успех, причастность, власть
  4. безопасность, уверенность в будущем, стабильность
  1. Что не является внутренней переменной организации?
  1. структура
  2. цель
  3. люди
  4. законодательство
  1. Какие факторы влияют на внешнюю среду организации?
  1. прямые и косвенные
  2. основные и дополнительные
  3. главные и второстепенные
  4. глобальные и локальные
  1. Организация – это…
  1. 1 человек
  2. 2 человека, деятельность которых координируется для достижений общей цели
  3. 3 человека
  4. 2 человека, которые не рассматривают себя как часть группы
  1. потребность в принадлежности
  2. потребность в безопасности
  3. потребность во власти
  1. Что не входит в пирамиду потребностей А. Маслоу?

Г. потребность в самовыражении.

35. Что является предметом труда объекта управления?

  1. информация
  2. готовая продукция
  3. функция управления

г. управленческое решение

  1. Инновационный менеджмент это:
  1. самостоятельная наука
  2. совокупность методов управления персоналом
  3. совокупность методов и форм управления инновационной деятельностью
  4. фундаментальное исследование
  1. Как могут быть связаны между собой функциональные звенья в организационной структуре управления?
  1. вертикальными связями
  2. горизонтальными связями
  3. функциональными связями
  4. всеми перечисленными связями
  1. Какие методы традиционно выделяют в менеджменте?
  1. административные и бюрократические
  2. бюрократические и социально-психологические
  3. социально-психологические и демократические
  4. экономические и административные
  1. Какие психологические факторы влияют на работника организации?
  1. непроизводственные
  2. внутренние
  3. производственные
  4. внешние
  1. Какие элементы образуют среду прямого влияния?
  1. развитие техники и технологии
  2. политическая ситуация
  3. конкуренты
  4. законодательные акты
  1. Какую основную задачу ставили и решали представители школы научного менеджмента?
  1. поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации
  2. развитие инновационного менеджмента
  3. максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте
  4. определение функций и принципов эффективного менеджмента
  1. Лидерство в теории менеджмента можно определить как:
  1. условия функционирования организации
  2. способность оказывать влияние на личность и группы людей
  3. размер заработной платы
  4. победу в конфликте
  1. Мотивация – это…
  1. совокупность приемов и способов поведения
  2. совокупность элементов, связанных между собой
  3. побуждение человека или группы людей, у каждого из которых есть свои

собственные потребности к работе по достижению целей

  1. совокупность основных руководящих ориентиров, которым необходимо

следовать в управленческой деятельности

  1. Функция “контроль “ включает в себя:
  1. определение ресурсов
  2. определение и выбор целей организации
  3. отбор, обучение кадров
  4. установление стандартов, сравнение выполненной работы со стандартами
  1. Что не включает в себя функция планирования?
  1. выбор целей и постановку задач планирования
  2. материальное вознаграждение
  3. определение стратегии
  4. определение миссии
  1. Что не относится к факторам внешней среды косвенного воздействия?
  1. технологии и НТП
  2. трудовые ресурсы
  3. состояние экономики
  4. социокультурные политические факторы
  1. «Мозговая атака» относится к управленческим решениям:
  1. коллективным
  2. единоличным
  3. рутинным
  4. стандартным
  1. Интуитивные решения:
  1. это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом
  2. это выбор, сделанный только на основе того, что он правильный
  3. это выбор, сделанный на основе аналитического процесса
  4. это коллективный выбор
  1. Под принятием решения понимается:
  1. способ побуждения людей для достижения определенных целей
  2. процесс формирования альтернатив
  3. процесс обмена информацией между двумя и более субъектами
  4. сознательный выбор действий из имеющихся альтернатив для достижения желаемых результатов
  1. Сколько по времени длится процесс “мозговая атака”:
  1. 30мин
  2. 1,5 часа
  3. 4 часа
  4. 10 часов
  1. Делегирование полномочий можно определить как:
  1. процесс, при котором руководители поручают часть своих прав людям, ответственным перед ним, тем самым, преумножая свою власть
  2. способ побуждения людей для достижения поставленной цели
  3. совокупность работников аппарата управления, которые находятся на одном управленческом уровне
  4. разработка планов на перспективу
  1. Как классифицируются предприятия по отношению к прибыли:
  1. коммерческие и некоммерческие
  2. малые, средние, крупные
  3. малые и коммерческие
  4. общие и частные
  1. Какой орган управления не характерен для акционерного общества:
  1. общее собрание
  2. председатель
  3. наблюдательный совет
  4. генеральный директор
  1. Держатели акций являются:
  1. совладельцами предприятия
  2. членами предприятия
  3. наблюдателями
  4. экспертами
  1. Что выступает связующим звеном всех управленческих функций (планирование, организация, мотивация, контроль):
  1. управленческое решение
  2. коммуникация
  3. экономические методы
  4. оперативное управление
  1. SWOT-анализ не предусматривает выявление и подробное рассмотрение:
  1. конкурентных преимуществ
  2. сильных сторон фирмы
  3. благоприятных возможностей для бизнеса
  4. слабых сторон организации
  1. Процесс принятия решений начинается с:
  1. формулировки миссии предприятия
  2. постановки управленческих целей
  3. выявления проблемы
  4. определения лица, ответственного за приятие решений
  1. Суть делегирования состоит:
  1. в установление приоритетов
  2. передаче властных полномочий вниз и принятии их менеджером низшего звена
  3. передаче ответственности на более низкий уровень управления
  4. в доверии к своим подчиненным
  1. Информационным критерием эффективности межличностной коммуникации является:
  1. удовлетворенность партнеров по коммуникации
  2. доброжелательная атмосфера общения
  3. желание сторон продолжать коммуникации
  4. близость смысла принятого сообщения к смыслу посланного сообщения
  1. Корпоративная культура основана:
  1. на принятых в обществе формах поведения
  2. на правилах, определяемых руководством организации
  3. на разделяемых большинством членов организации убеждениях и ценностях
  4. на особенностях производства
  1. Стресс на рабочем месте требует:
  1. устранения
  2. регулирования
  3. обращения к врачу
  4. смены работы
  1. Инструментом каких методов менеджмента является стиль руководства?
  1. экономических
  2. административных
  3. в социально-психологических
  4. правовых
  1. Можно ли представить процесс управления в виде схемы, общей для всех организаций, предприятий, фирмы?
  1. можно
  2. в большинстве случаев
  3. нельзя
  4. в редких случаях
  1. Принцип планирования в современном менеджменте гласит –
  1. от нормативного управления к рациональному управлению
  2. от будущего к настоящему
  3. от управления финансами к управлению сбытом
  4. от прошлого к будущему
  1. Социально-психологические методы менеджмента способствуют формированию в организации:
  1. инфраструктуры
  2. иерархических отношений
  3. морально-психологического климата
  4. административного принуждения
  1. Творчество менеджеров в процессе управления реализуется с помощью:
  1. внедрения эффективной системы премирования
  2. функций менеджмента
  3. диагностики проблемы
  4. повышения качества продукции
  1. Назовите наиболее важную черту современной модели менеджмента:
  1. всеобъемлющая компьютеризация процесса управления
  2. возрастание требований к кадровому обеспечению менеджмента
  3. быстрое изменение организационных форм производства и управления ими
  4. изменение отношений между менеджментом предприятия и персоналом
  1. Является ли управление производительным трудом?
  1. да, т.к. управление создает новую стоимость
  2. нет, это всего лишь надзор и контроль
  3. нет, это всего лишь результат противоречия между наемным трудом и собственником средств производства
  4. да, поскольку это вид деятельности неизбежен при высоком уровне специализации производства и призван обеспечить целостность всего трудового организма
  1. Что нельзя отнести к инструментам организационно-распорядительных методов менеджмента?
  1. нормы и нормативы
  2. регламенты
  3. системы материального стимулирования
  4. приказы и распоряжения
  1. Что нельзя отнести к инструментам экономических методов менеджмента?
  1. планы
  2. приказы
  3. директивные показатели
  4. экономические рычаги воздействия
  1. Какая последовательность приоритетов позволит фирме добиться успеха?
  1. люди-продукция-прибыль
  2. прибыль-люди-продукция
  3. продукция-прибыль-люди
  4. люди-прибыль-продукция
  1. Устойчивое финансовое состояние организации основывается на:
  1. платежеспособности
  2. доходности
  3. оборачиваемости активов
  4. рентабельности производства.
  1. Основными компонентами модели коммуникации являются:
  1. объект, субъект, взаимодействие
  2. источник, сообщение, канал, получатель
  3. объект, субъект, влияние, обратная связь
  4. внешняя среда, внутренняя среда, взаимодействие
  1. Осознание человеком побуждения к деятельности называется:
  1. мотивом
  2. потребностью
  3. мотивацией
  4. восприятием
  1. Осознанная необходимость в чем-либо называется:
  1. потребностью
  2. мотивацией
  3. восприятием
  4. установкой
  1. Процесс побуждения себя и других к деятельности называется:
  1. мотивацией
  2. коммуникацией
  3. установкой
  4. управлением
  1. Различия между национальными системами управления определяет:
  1. религия
  2. закон
  3. менталитет
  4. традиция
  1. В процессе межличностного общения менеджер использует язык:
  1. официальный и просторечный
  2. жестов и мимики
  3. вербальный и невербальный
  4. деловой и общепринятый
  1. Современный менеджмент рассматривает конфликт как:
  1. следствие плохого характера сотрудников
  2. инструмент для организационных изменений
  3. необходимость смены руководителя
  4. зло, которое нельзя допускать в организации
  1. Современная теория считает, что создать организацию с идеально сложенными процессами коммуникации:
  1. возможно, но на практике встречается редко
  2. возможно только с помощью менеджеров
  3. возможно, но требует больших управленческих усилий
  4. невозможно
  1. Правильный менеджмент в проблеме коммуникации состоит в необходимости сознательно:
  1. активизировать процессы коммуникации в организации
  2. упорядочить процессы коммуникации
  3. сделать все процессы коммуникации эффективными
  4. снижать частоту случаев неэффективной коммуникации
  1. Контроль в менеджменте является функцией:
  1. независимой
  2. парной
  3. универсальной
  4. специфической
  1. Вознаграждение принято делить на:
  1. внутреннее и внешнее
  2. официальное и неофициальное
  3. текущее и ожидаемое
  4. материальное и моральное
  1. Наука «менеджмент» возникла в условиях:
  1. становления крупного бизнеса
  2. краха эпохи «свободного предпринимательства»
  3. перехода к фабричному производству
  4. роста активности трудящихся
  1. Из чего состоит механизм менеджмента?
  1. внутрифирменное управление, управление производством
  2. управление персоналом, управление производством
  3. внутрифирменное управление, управление персоналом
  4. все перечисленное
  1. Конечной целью менеджмента является:
  1. развитие технико-экономической базы
  2. обеспечение прибыльности фирмы
  3. рациональная организация производства
  4. повышение квалификации и творческой активности работника
  1. Определите принципы, лежащие в основе менеджмента:
  1. единоначалие, мотивация, лидерство, обратная связь
  2. научность, ответственность, правильный выбор и расстановка кадров
  3. экономичность, обратная связь, управление персоналом
  4. все перечисленное
  1. Из каких составляющих складывается менеджмент?
  1. стратегическое управление, контроль
  2. оперативное управление
  3. контроль и оперативное управление
  4. все перечисленное
  1. К организационным документам не относятся:
  1. штаты учреждений
  2. порядок и правила деятельности
  3. уставы учреждений
  4. объявления о начале распродаж
  1. Одной из основных функций менеджмента является:
  1. наблюдение за ходом производства
  2. методическое обеспечение принятия решения
  3. планирование
  4. издание приказов и распоряжений
  1. Цели – это:
  1. то, что нужно осуществить
  2. выполнение функций менеджмента
  3. миссия организации
  4. направление деятельности
  1. Среди приведенных ниже утверждений одно является неверным. Назовите его.
  1. управление возникло задолго до появления менеджмента
  2. основной функцией менеджмента является координация
  3. менеджер всегда выполняет управленческие функции
  4. менеджер может явиться одновременно собственником предприятия
  1. Важным принципом использования ресурсов сети Интернет в менеджменте является:
  1. стоимость информационных услуг
  2. секретность информации
  3. широкий диапазон видов предоставления информации
  4. поиск возможных управленческих проблем

94.Ключевой компетенцией менеджера является:

  1. объединение людей
  2. постановка целей и задач
  3. формирование организационной структуры
  4. осуществление контроля

95.Индивид, влияющий на поведение членов группы посредством своих личностных качеств, называется:

  1. лидером
  2. менеджером
  3. субъектом
  4. универсумом

96. Одна из моделей российского менеджмента – менеджмент здравого смысла – это:

  1. менеджмент малого и среднего бизнеса
  2. управления корпорациями
  3. оффшорный бизнес
  4. международный маркетинг

97. Критерием эффективности менеджмента в организации НЕ является:

  1. соотношение прибыли и затрат на управление
  2. технико-экономические показатели
  3. степень удовлетворенности сотрудников в результатах своей деятельности
  4. уровень заработной платы руководителя организации

98. Какая модель менеджмента Вам известна?

  1. японская модель
  2. швейцарская модель
  3. китайская модель
  4. норвежская модель

99. Три стадии менеджмента как процесса:

  1. экономическая, социальная, техническая
  2. наука, искусство, практика

    2

    а

    27

    б

    52

    а

    77

    в

    3

    а

    28

    в

    53

    б

    78

    в

    4

    г

    29

    в

    54

    а

    79

    б

    5

    г

    30

    в

    55

    а

    80

    г

    6

    б

    31

    г

    56

    а

    81

    г

    7

    в

    32

    а

    57

    б

    82

    б

    8

    в

    33

    б

    58

    в

    83

    г

    9

    в

    34

    в

    59

    г

    84

    а

    10

    г

    35

    б

    60

    в

    85

    г

    11

    в

    36

    в

    61

    б

    86

    б

    12

    г

    37

    б

    62

    в

    87

    г

    13

    а

    38

    а

    63

    б

    88

    г

    14

    г

    39

    г

    64

    в

    89

    г

    15

    в

    40

    б

    65

    в

    90

    в

    16

    в

    41

    в

    66

    в

    91

    а

    17

    а

    42

    б

    67

    б

    92

    в

    18

    г

    43

    в

    68

    г

    93

    б

    19

    а

    44

    г

    69

    в

    94

    а

    20

    б

    45

    б

    70

    б

    95

    а

    21

    а

    46

    б

    71

    а

    96

    а

    22

    г

    47

    а

    72

    а

    97

    г

    23

    г

    48

    б

    73

    б

    98

    а

    24

    а

    49

    г

    74

    а

    99

    г

    25

    б

    50

    б

    75

    а

    100

    Управленческий труд является разновидностью общественного труда. Работа менеджера представляет собой составную часть всей работы по управлению.

    Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются:

    1. Планирование – стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности организации и необходимые для этого средства и действия. Это самая важная функция управления, без осуществления которой вся дальнейшая производственная деятельность бессмысленна.
    2. Организация – это распределение обязанностей, полномочий и ответственности в организации, т.е. определение того, кто и что будет делать.
    3. Мотивация – определение побудительных мотивов сотрудников организации к более продуктивному труду.
    4. Контроль – это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

    Специфика труда менеджера заключается в том, что он, как руководитель, не принимает непосредственного участия в процессе производства, он только руководит и направляет данный процесс.

    Предметом труда менеджера является информация.

    Объектом воздействия менеджера является человек (клиент, сотрудник, деловой партнёр и т.д.).

    Средством труда менеджера является оргтехника (компьютер, принтер, факс и т.д.).

    Продуктом труда менеджера является информация.

    Домашнее задание: по учебнику Н.А.Зайцевой стр. 25 – 36 читать

    Лекция № 2

    Эволюция менеджмента. Основные научные школы менеджмента.

    Менеджмент (управление) в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трёх сферах человеческого общества:

    • Политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах.
    • Экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов.
    • Оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

    Даже в самых древних обществах требовались личности, которые могли координировать и направлять деятельность человеческих групп (сбор пищи, строительство жилья и т.д.).

    Принято выделять несколько этапов развития науки об управлении:

    I. «Древний» период (9 – 7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в.). Первые и самые простые формы организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В период образования рабовладельческих государств на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Индия, Китай) формируется государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники – писцы и др.). В средние века функции управления в феодальных поместьях осуществляли управленцы – мажордомы. Некоторые из них сосредотачивали в своих руках огромную власть (например, король франков Пэпин, отец Карла Великого начинал простым мажордомом в поместье короля Дагоберта). На Руси таких управленцев называли тиуны.



    II. Второй период развития науки об управлении – «индустриальный» (1776 – 1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии управления в этот период принадлежит Адаму Смиту (1723 – 1790). Он проанализировал различные формы разделения труда, описал экономические преимущества, которые организации и общество получат в результате разделения труда, а также внёс значительный вклад в развитие представлений о государственном управлении.

    III. Период систематизации (1890 – 1950 гг.). В этот период формируются основные школы управления.

    IV. Информационный период (1950 – по настоящий момент). Происходит постоянная систематизация и информатизация управленческого процесса. В управлении всё чаще применяют компьютеры и новейшие информационные технологии.

    Основные научные школы управления:

    I. Научная школа управления (1885 – 1920 гг.).

    Основоположником научной школы менеджмента принято считать Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 – 1915 гг.).

    Основные взгляды Тейлора были изложены в книгах «Управление предприятием» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.).

    Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для работы с персоналом (кадровых менеджеров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри так и вне предприятия, обосновали необходимость рационализации труда и её мотивации.

    В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые являются актуальными и по сей день:

    1) Чётко выраженные цели – это исходный пункт управления.

    2) Главное качество менеджера – здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин.

    3) Для совершенствования процессов управления необходима грамотная и компетентная консультация профессионалов.

    4) Необходимое условие нормальной трудовой деятельности – дисциплина, обеспеченная чёткой регламентацией деятельности людей, контролем за её исполнением, своевременным поощрением.

    5) Справедливое отношение к персоналу.

    6) Быстрый, надёжный, точный, полный и постоянный учёт.

    7) Чёткое распределение обязанностей и полномочий.

    8) Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

    9) Нормализация условий труда.

    10) Нормирование трудовых операций.

    11) Письменные стандартные инструкции для персонала.

    12) Вознаграждение за производительность.

    II. Административно – классическая школа менеджеров (1920 – 1950 гг.). Основоположником данной школы является французский промышленник Анри Файоль (1841 – 1925). В 1916 г. вышла его книга «Общее и промышленное управление», в которой он раскрыл основные принципы научного управления. Последователи Файоля сформировали теорию управления всей организацией. Вклад данной школы заключается в том, что основатели рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым организация может достичь успеха. Файоль выделил в управлении производственным процессом следующие группы операций:

    1. Технические операции.

    2. Коммерческие операции.

    3. Финансовые операции.

    4. Страховые операции.

    5. Учётные операции.

    6. Административные операции.

    Тесное взаимодействие между данными группами операций и было конечной целью административной школы.

    III. «Школа человеческих отношений» (с 1950 – ых гг. до настоящего времени).

    и Элтона Мэйо (1880 – 1945). Данная школа появилась на волне многочисленных выступлений трудящихся за свои права по всему земному шару. Исследователи школы человеческих отношений предполагали, что, если руководство проявит большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворённости работников будет возрастать, что приведёт к увеличению производительности труда. Суть школы человеческих отношений составляет управление межличностными отношениями и применение психологии и социологии.

    Основное содержание теории человеческих отношений составляет обоснование необходимости следующих действий:

    • Развития у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности;
    • Создание на предприятии атмосферы «подлинной общности интересов»;
    • Переход от «центрального» авторитета к «фундаментальному» авторитету, т.е. от авторитета должности к авторитету знаний и профессионализма.

    Домашнее задание: по учебнику Н.А.Зайцевой стр. 14 – 17 читать, стр. 20 – 21 письменно выполнить задание 3, обосновать свой ответ в письменном виде.

    Лекция № 3

    Основные подходы к управлению.

    В настоящий момент в управлении насчитывают 13 научных подходов:

    Название Краткое содержание
    Административный При административном подходе определяются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативно – правовых актах
    Вопроизводственный Данный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами
    Динамический При динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, на основании прошлой деятельности организации делается прогноз её возможного будущего развития
    Интеграционный При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления
    Количественный Сущность данного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчётов, экспертных оценок, системы баллов и др.
    Комплексный Наиболее объёмный подход в управлении. При его применении учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты управления в их взаимосвязи. Если упустить хоть один из них, то проблема не будет решена.
    Маркетинговый Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых своих задач на потребителя.
    Нормативный При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении
    Поведенческий Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать своё место в организации и свои собственные возможности. Основной целью этого подхода является повышение эффективности работы фирмы за счёт повышения качества человеческих ресурсов.
    Процессный При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций.
    Системный При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (см. схему)
    Ситуационный Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией.
    Функциональный Сущность функционального подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для её удовлетворения.

    Сущность системного подхода в управлении:

    При системном подходе любой управленческий объект (подразделение или целая организация) рассматривается как система (совокупность взаимосвязанных элементов), имеющая вход (поступающие в организацию людские, материальные и финансовые ресурсы), процесс в системе, связь с внешней средой, обратную связь и выход (продукт организации – товар или услуга).

    Сущность данного подхода: для обеспечения высокого качества выхода системы сначала необходимо обеспечить высокое качество входа, а затем высокое качество процесса в системе и связи с внешней средой. Если качество входа отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество выхода будет удовлетворительным, т.е. оценка качества выхода равна низшей оценке предыдущих элементов.

    Например: качество входа машиностроительного предприятия удовлетворительное, и даже если сам производственный процесс проходит отлично, то всё равно, качество выхода предприятия будет удовлетворительным.

    Схема системного подхода:


    Домашнее задание: по учебнику Н.А.Зайцевой стр. 36 – 41 читать

    Лекция № 4

    Процессный подход в менеджменте. Виды управленческих решений.

    Одна из современных концепций управления основана на выделении бизнес – процессов и построении системы эффективного управления ими. При этом используется несколько основных понятий:

    Бизнес – процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определённой технологии преобразует входы и выходы, представляющие ценность для потребителя.

    Владелец бизнес – процесса – должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своём распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за этот процесс.

    Ресурсы бизнес – процесса – материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса, т.е. это информация (документы, файлы), финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, среда, программное обеспечение, необходимые для выполнения бизнес – процесса и находящиеся в распоряжении владельца бизнес – процесса.

    Показатели бизнес – процесса – количественные и / или качественные параметры, характеризующие бизнес – процесс и его результат.

    Показатели эффективности бизнес – процесса – параметры бизнес – процесса, характеризующие взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

    Структура бизнес – процесса


    Управленческое Отчёт о бизнес - процессе

    Главным стержневым элементом во всей работе менеджера остается принятие решения, определение того, какие надлежит выработать меры воздействия, когда, что, как и кому делать. Если предметом и продуктом труда менеджера вообще является информация, сбором, переработкой и передачей которой он занят, то продуктом труда менеджера-руководителя является командная информация, получаемая в процессе принятия решения.

    Социальная концепция понятия «решение» учитывает как формально-логический подход (любой акт выбора из заданного количества альтернатив по заданному критерию), так и психологический (этап волевого акта, появления психических преобразований), и решение представляет собой процесс и результат выбора (в виде целей, способов действий, оценок, мотивов, установок, подходов).

    Социальные решения, принимаемые менеджером, чаще всего носят комплексный характер и включают в себя экономические, политические, организационно-технические и чисто социальные аспекты, касающиеся прежде всего руководства людьми. Все составляющие социального решения отделить друг от друга невозможно. Тем не менее в данном контексте акцент будет сделан на социальном решении как продукте руководящей деятельности. А объектами принятия социальных решений взяты как перспективные задачи развития кадров, относящиеся к области образования, культуры, социальной политики, так и оперативные мероприятия, направленные на их реализацию. Объектами социальных решений также являются целенаправленное руководство, воспитание и образование отдельных работников и группы в целом при подготовке и осуществлении процесса производства.

    Менеджер-руководитель, организуя себя и упорядочивая возглавляемую им систему, должен сосредоточить внимание на принимаемых им самим и его подчиненными мерах, обеспечивающих повышение качества решений и создающих условия для их (решений) точного и быстрого выполнения. Он обязан держать в поле своего зрения эти меры, с тем, чтобы воспользоваться ими в случае необходимости.

    Для обоснования социальных решений менеджер должен знать их важнейшие особенности:

    1) они связаны самым непосредственным образом с человеком и его личными интересами и влияют на поведение, образ мыслей, убеждения подчиненных;
    2) способствуют реализации конкретных решений в определенных производственных ситуациях, направляя инициативу и активность подчиненных в нужное русло; помогают укреплению группы и развитию личности;
    3) не должны противоречить основным правам граждан, гарантируемых конституцией. Т.е. их принятию должен предшествовать анализ возможных последствий;
    4) решения, затрагивающие личные интересы подчиненных, заслуживают особого внимания;
    5) решения могут быть правильными и ошибочными (или так восприниматься отдельными подчиненными), а также своевременными или запаздывающими, эффективными или половинчатыми, малодейственными;
    6) во временном континууме решения располагаются между текущими (тактическими) и перспективными (стратегическими);
    7) при принятии решений для формулировки проблемы, поисков вариантов решения, правильной, оценки последствий каждого из вариантов и выбора наилучшего из них необходима многообразная специфическая информация.

    Особенно важной является информация:

    Об экономических, политических и других условиях воспроизводства и использования рабочей силы;
    - о перспективных целях, объективных и субъективных факторах воспроизводства и использования рабочей силы, развития рынка;
    - о причинно-следственных взаимосвязях, а также о зависимостях между целями и средствами, необходимыми для их достижения, и стохастических (зависящих от случайных факторов) взаимосвязях как основе прогнозирования последствий экономических, политических, технических, организационных и социальных мероприятий;
    - о закономерностях, условиях протекания и проявления последствий физиологических, социальных, психологических процессов, влияния эстетических и педагогических факторов (процесс формирования сознания; установки и отношение к работе, процессы формирования групповых и моральных норм и т.д.);
    - о результатах контроля эффективности проводимых мероприятий.

    Несмотря на то, что в современной теории принятия социальных решений больше вопросов, ждущих ответа, чем решенных, тем не менее уже сегодня она может оказать менеджерам-руководителям практическую помощь. Было бы, однако, неправильно советовать во всех случаях придерживаться предлагаемой теорией схемы процесса принятия решений. Применение рекомендаций теории предоставляет менеджеру некоторые преимущества, но имеет и ряд недостатков. Поэтому оптимальный результат получается, когда менеджер знаком с рекомендациями и умело сочетает их с собственными оригинальными действиями, адекватными данной ситуации.

    Процесс подготовки и принятия руководящих решений состоит из отдельных этапов и действий менеджера.

    Прежде всего - выявление проблемы, определение вариантов решений и их последствий. На этом этапе необходимо соблюсти очень важные требования: своевременности и точности формулирования проблемы; правильности ее описания; формулирования допущений, которым должны отвечать рассматриваемые варианты.

    Существует несколько способов установления допущений (ограничений): определение минимальных целей, которые должны быть достигнуты; выявление потребности в ресурсах; исключение нежелательных последствий; установление сроков реализации вариантов решения; формулирование положений, подлежащих обязательному исполнению (законодательные акты, распоряжения и директивы вышестоящих органов и т.п.).

    Допущения оказывают существенное влияние на выбор вариантов решения.

    Для того чтобы исключить те допущения, введение которых может привести к отбрасыванию приемлемого варианта, при их формулировке руководителю рекомендуется:

    Избегать неправомерного уменьшения числа вариантов решения, вводя слишком много допущений;
    - оставлять только допущения, исключающие заведомо невозможные варианты решений;
    - точно формулировать допущения, с тем чтобы их нельзя было истолковать двояко;
    - не вводить сомнительных допущений; четко формулировать требования к результатам реализации каждого варианта решения.

    Вторым этапом после формирования проблемы и допущений является оценка последствий решения. При прогнозировании последствий целесообразно учитывать следующее.

    Во многих проблемных ситуациях не существует однозначной зависимости между возможным действием (вариантом решения) и ожидаемым результатом.

    Принципиально можно различать три вида проблемных ситуаций:

    Детерминированные, когда каждому действию соответствует единственный, точно определенный результат. Задача выработки решения ставиться так: выбрать действие Н, приводящее к результату Е. В практике социальных решений подобные случаи встречаются редко;
    - стохастические, имеющие место в случаях, когда результаты одного и того же действия могут быть различными, а наступление каждого из этих результатов может быть задано лишь с некоторой вероятностью PI, P2, РЗ...

    Для решения таких проблем необходимо использовать математический аппарат теории вероятностей и методы математической статистики: стратегические, когда одному и тому же действию соответствует несколько различных результатов, вероятность наступления каждого из которых совершенно неизвестна.

    Эти ситуации наиболее широко распространены. В них можно лишь перечислить возможные последствия. Они характеризуются большой неопределенностью. Такие ситуации часто имеют место в организациях при воспроизводстве и использовании рабочей силы из-за того, что ожидания, интересы, потребности, мотивы и т.д. людей с трудом поддаются количественной оценке; отсутствуют полные первичные данные социального характера; затруднен анализ всех этих данных; один и тот же вариант решения может дать и благоприятные и нежелательные последствия и т.д.

    Далее, во многих случаях последствия не могут быть точно охарактеризованы, а лишь учитываются как вероятности наступления возможных результатов решения (эффективность материального стимулирования, влияние на текучесть кадров и т.п.).

    Последствия отдельных вариантов решения разнообразны и крайне различны качественно, что не позволяет использовать единую количественную меру для оценки суммарной эффективности варианта решения.

    На третьем этапе вырабатываются критерии, с помощью которых оценивают уровень предпочтительности каждого варианта решения с точки зрения достигаемой цели, необходимых для этого ресурсов и путей достижения цели.

    Для оценки вариантов социальных решений можно использовать следующие группы критериев:

    Критерии цели (например, высвобождение 100 работников);
    - критерии средств (ресурсов) (например, капитальные вложения, затраты на переподготовку кадров, затраты на маркетинг и т.д.);
    - критерии траектории (пути достижения цели);
    - критерии, одновременно учитывающие цели и затраты ресурсов, необходимые для их достижения;
    - критерии, характеризующие возможности воспрепятствовать проявлению нежелательных последствий (например, решить проблемы техники безопасности).

    Каждый вариант решения должен описываться одними и теми же критериями. Фактически речь идет о сравнении возможных последствий каждого варианта и определении оптимального решения. При этом учитывается фактор риска: готовность к риску, масштабы риска, вера в собственные возможности, чувство ответственности.

    Теория решений - достаточно обширная область общей теории управления. Фрагментарным обращением к некоторым аспектам принятия решения в контексте продукта труда менеджера-руководителя мы не претендуем на полное раскрытие теории. С усложнением характера, содержания и продукта труда менеджера-руководителя сегодня встает вопрос: куда эволюционирует роль менеджера-руководителя и каковы в этом процессе перспективы?