Порядок разработки и изменения государственных стандартов. Порядок разработки государственных стандартов Изложить порядок разработки и изменения государственных стандартов
Разработку стандартов в РФ осуществляют технические комитеты(ТК) по стандартизации, а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государственной стандартизации, программами работ ТК или в инициативном порядке.
При разработке стандартов используются научно-технические результаты научно-исследовательских работ(НИР), опытно-конструкторские работы(ОКР), опытно-технологических работ, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, прогрессивные национальные стандарты других отраслей, иная инф. О современных достижениях.
Стадии разработки стандартов
1. Организация разработки стандарта
2. Разработка проекта стандарта(первая редакция)
3. Окончательная редакция стандарта и представление для принятия.
4. Принятие и государственная регистрация стандарта
5. Издание стандарта
ГОСТ 1.5-92 «Общие требования по построению, изложению, оформлению стандарта»
Порядок разработки стандартов
1. Подготавливается и предоставляется заявление в ТК на разработку стандарта.
2. Разрабатывается договор и ТЗ на разработку проекта
3. Технический комитет определяет подкомитет, в котором будет разработан стандарт; формируется рабочая группа(РГ)
4. РГ разрабатывает первую редакцию проекта в соответствии с законодательством РФ. Первая редакция проекта отправляется организациям, участвующим в разработке для составления отзывов
5. Предприятия, организации, ТК разрабатывают заключение, на основе кот. Разрабатывается окончательная редакция.
6. Рассылаются и собираются заключения по окончательной редакции. Предоставляется в технический комитет для принятия.
7. Принятие происходит на основе соответствия ГОСТам РФ.
Обновление(изменение, пересмотр)
Стандарт производится на инициативе членов ТК, других предприятий, предпринимателей, ответственных организаций, гос органов управления.
Изменение
К стандарту на продукцию разрабатывают при введении него новых, более прогрессивных требований, которые влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости старой продукции с новой.
При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. Новому стандарту присваивают обозначение старого и заменяют 2 последние цифры года принятия.
Отмена стандарта производится Госстандартом России в следующих случаях:
В связи с прекращением выпуска продукции по данному стандарту
При разработке нового стандарта взамен данного
информация о принятом стандарте, изменениях, отменах и принятии публикуется в ежемесячном информационном указателе: «Государственные стандарты РФ».
Методы стандартизации.
Принципы стандартизации
1. Сбалансированность интересов сторон
2. Принцип системности
3. Перспективность работ (определение стандарта)
4. Динамичность – изменение, обновление и отмена
5. Оптимизация при стандартизации, определение оптимальных параметров объектов стандартизации
6. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности совместимости и взаимозаменяемости
7. Гармонизация – разработка взаимосвязанных стандартов
8. Эффективность стандартов достигается засчёт экономических и социальных эффектов.
9. Чёткость формулировок положений стандартов
Методы стандартизации
1. Упрощение(симпликация) – метод, стандартизации заключающийся в сокращении типов изделий в рамках определённой номенклатуры
2. Упорядочивание(систематизация и классификация) – носит универсальный характер. Приводит к уменьшению многообразия. Базируется на систематизации и классификации
3. Параметрическая стандартизация- применяется для установления рациональной номенклатуры изготавляемых изделий. Параметрический ряд – закономерная в определённом диапазоне совокупность числовых значений главного параметра.
4. Унификация – форма стандартизации, закл. В том, чтобы требования, регламентируемые документом, и изделия были взаимосвязаны.
Унификация: типоразмерная, внутриразмерная и межтиповая
5. Агрегатирование – метод создания и эксплуатации машин и приборов из отдельных стандартных, унифицируемых в узле
6. Типизация – метод стандартизации, закл. В установлении типовых объектов для данной совокупности, принимаемых за основу при создании других объектов, близких по функциональному назначению
7. Комплексная стандартизация – стандартизация, при кот. Осуществляется целенаправленное установление и применение системы взаимосвязанных требований как к объекту, так и к его элементу, материальным и нематериальным факторам с целью обеспечения оптимального решения конкретной проблемы.
8. Опережающая стандартизация – стандартизация, устанавливающая повышенные(по отношению к практике) требования к объекту стандартизации, которые будут оптимальные в будующем.
Группы стандартов ЕСКД. Обозначение стандартов.
1 – ГСС(гос система стандартизации)
3-ЕСТД(единая систмеа технологической документации)
4-СПКП(система показателей качества)
8– ГСИ(система обеспечения единства измерений)
10 – стандарты на товары, поставляемые на экспорт
12 – ССБТ(система стандартов безопасности труда)
19 – ЕСПД(программная документация)
ЕСПД – комплекс стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила разработки, оформления и обращения программы и программной документации
Стандарты ЕСПД обеспечивают:
Унификацию программных изделий;
Снижение трудоёмкости и эффективности разработки, сопровождения, эксплуатации.
Автоматизацию изготовления и хранения программной документации.
Группы ЕСПД
ГОСТ 19.102-77
19 – код группы стандартов; класс группы, порядковый номер в группе
Класс группы
0 – общие положения
1 - основополагающие стандарты
2 – правила выполнения документации разработки
3 – правила выполнения документация изготовления
4 – документация сопровождения
5 – документация эксплуатации
6 – правила обращения программной документации
7,8 – резервные группы
9 – прочие стандарты
Ключевые стандарты
19.001 – «Общие положения»
19.101 – «Виды программ и программных документов»
19.102 – «Стандарты разработки»
19.103 - Обозначение программ и программных документов
19.108 – Общие требования к программной документации
19.201 – техническое задание
19.202 – спецификация
19.301 – порядок и методика испытаний
И т.д......................................................
Виды и типы схем.
В основу деления положены 2 принципа:
1) принцип действия используемых элементов, определяющих вид схемы;
2) назначение схемы, определяющее его тип;
По принципу действия схемы бывают:
13. электрические (Э);
14. гидравлические (Г);
15. пневматические (П);
16. газовые (Х);
17. кинематические (К);
18. вакуумные (В);
19. оптические (Л);
20. энергетические (Р);
По назначению:
3) схемы деления (Е). На ней указываются взаимосвязи, входимость составных частей, их назначение;
4) комбинированные (С);
1 – структурная. Для общего представления изделия, его сост. частей, назначения и связей.
2 – функциональная. Для пояснения процессов, происходящих в изделии, его функциональных частях.
3 – принципиальная. Для получения детального представления о принципах работы устройства, определения полного состава функциональных частей и связей между ними.
4 – соединений. Для представления о видах, средствах и местах соединений.
5 – подключений. Предназначена для определения внешних подключений.
6 – общая. Для определения расположения составных частей и соединений между ними.
7 – расположения. Предназначена для определения составных частей изделия и, при необходимости, связей между ними.
0 – объединенная. Совмещает несколько видов схем для одного изделия.
Применение:
· структурная – при разработке схем других типов и эксплуатации изделия;
· функциональная – при изучении принципов работы, монтажа и наладки, конструировании и ремонте;
· принципиальная – при разработке конструкторской документации, конструировании, монтаже и наладке, контроле и ремонте;
· соединений – при разработке конструкторской документации, конструировании, монтаже и наладке, контроле и ремонте;
· подключения – принципиальная + соединений;
· общая – для общего ознакомления с комплексом;
· расположения - принципиальная + соединений;
· объединенная - принципиальная + соединений;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Красноярский государственный аграрный университет»
Институт землеустройства, кадастров и природообустройства
Кафедра природообустройства
Реферат
по метрологии, стандартизации и сертификации
Порядок разработки государственных стандартов
Выполнил: студент группы 54-С Колмакова О.Г.
Принял: к.г.н. доцент Виноградова Л.И.
Красноярск 201 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
ВВЕДЕНИЕ
Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила и нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качества продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими достижениями.
Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хоз. субъектов в чрезвычайных ситуациях, к оборонным и мобилизационным способностям страны.
На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в РФ:
1. Целесообразность разработки стандарта определяется путём анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах.
2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, а также обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции.
Работа по стандартизации в Российской Федерации организуется и осуществляется системой органов и служб по стандартизации, которую составляют:
Госстандарт России - национальный орган по стандартизации Российской Федерации;
Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации Госстроя России;
Подразделения стандартизации, сертификации, метрологии федеральных министерств и ведомств РФ;
Технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые на добровольной основе заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями);
Подразделения стандартизации (отделы, бюро, группы), создаваемые субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями).
Порядок разработки, принятия, учетной регистрации национальных стандартов устанавливается стандартами Государственной системы стандартизации (ГСС).
Государственные стандарты не являются объектом авторского права. Они разрабатываются коллегиально в соответствии с ГОСТ Р 1.2-92. Разработчиками ГОСТ Р являются технические комитеты по стандартизации при Госстандарте России, закрепленные по объектам стандартизации. В их составе на добровольной основе работают: полномочные представители всех предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов (разработчики, изготовители, потребители продукции); ведущие ученые и специалисты, специализирующиеся по определенным видам продукции или технологиям; представители общественных организаций.
1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
Технические комитеты при Госстандарте России работают в соответствии с годовым планом стандартизации. План составляется на основании заявок, которые могут представлять в ТК предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления. В заявках должна быть обоснована необходимость работы со стандартом. В результате из поступивших предложений формируется полный заказ работы на год.
Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТ Р 1.2-92):
1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку;
2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;
4-я стадия - принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;
5-я стадия - издание стандарта.
Государственный стандарт, в процессе его применения, может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен, вовсе аннулирован.
Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.
Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.
В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.
На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.
Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.
Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.
В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.
Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.
Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии - определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.
Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.
Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с оконча- тельной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также заказчику нормативного документа.
Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 "ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Красноярский государственный аграрный университет»
Институт землеустройства, кадастров и природообустройства
Кафедра природообустройства
Реферат
по метрологии, стандартизации и сертификации
Порядок разработки государственных стандартов
Выполнил: студент группы 54-С Колмакова О.Г.
Принял: к.г.н. доцент Виноградова Л.И.
Красноярск 201 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
ВВЕДЕНИЕ
Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила и нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качества продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими достижениями.
Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хоз. субъектов в чрезвычайных ситуациях, к оборонным и мобилизационным способностям страны.
На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в РФ:
1. Целесообразность разработки стандарта определяется путём анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах.
2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, а также обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции.
Работа по стандартизации в Российской Федерации организуется и осуществляется системой органов и служб по стандартизации, которую составляют:
Госстандарт России - национальный орган по стандартизации Российской Федерации;
Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации Госстроя России;
Подразделения стандартизации, сертификации, метрологии федеральных министерств и ведомств РФ;
Технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые на добровольной основе заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями);
Подразделения стандартизации (отделы, бюро, группы), создаваемые субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями).
Порядок разработки, принятия, учетной регистрации национальных стандартов устанавливается стандартами Государственной системы стандартизации (ГСС).
Государственные стандарты не являются объектом авторского права. Они разрабатываются коллегиально в соответствии с ГОСТ Р 1.2-92. Разработчиками ГОСТ Р являются технические комитеты по стандартизации при Госстандарте России, закрепленные по объектам стандартизации. В их составе на добровольной основе работают: полномочные представители всех предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов (разработчики, изготовители, потребители продукции); ведущие ученые и специалисты, специализирующиеся по определенным видам продукции или технологиям; представители общественных организаций.
1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
Технические комитеты при Госстандарте России работают в соответствии с годовым планом стандартизации. План составляется на основании заявок, которые могут представлять в ТК предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления. В заявках должна быть обоснована необходимость работы со стандартом. В результате из поступивших предложений формируется полный заказ работы на год.
Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТ Р 1.2-92):
1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку;
2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;
4-я стадия - принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;
5-я стадия - издание стандарта.
Государственный стандарт, в процессе его применения, может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен, вовсе аннулирован.
Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.
Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.
В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.
На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.
Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.
Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.
В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.
Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.
Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии - определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.
Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.
Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с оконча- тельной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также заказчику нормативного документа.
Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 "ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.
Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.
Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.
С целью получения информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.
Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.
Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.
Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).
Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами.
Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.
Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.
Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итоги вышесказанного, можно отметить вкратце, что работы по разработке государственных стандартов имеют следующее содержание:
Организация разработки стандартов предполагает определение конкретных исполнителей (рабочей группы), сроков выполнения работ и публикацию информации о начале работы над стандартом, с тем, чтобы иметь обратную связь с заказчиками проекта.
Рабочая группа разрабатывает два документа: проект стандарта и пояснительную записку к стандарту. Построение, изложение, оформление и содержание проекта ГОСТ Р выполняется в соответствии с ГОСТ Р 1.5-92. В пояснительной записке приводятся следующие сведения: соответствие проекта стандарта международным и региональным стандартам; сведения о патентной чистоте объекта стандартизации (отсутствие аналогичного стандарта); источники информации, принятые во внимание при разработке проекта стандарта; сведения об адресатах рассылки проекта стандарта.
Проект стандарта и пояснительная записка передаются в ТК на предмет проверки соответствия действующему законодательству. После этого ТК передают проект стандарта на отзыв заинтересованным предприятиям и специалистам.
ТК с учетом поступивших замечаний и предложений готовит два документа: окончательную редакцию проекта стандарта и пояснительную записку, которая дополняется характеристикой принципиальных замечаний по проекту стандарта. Окончательная редакция вместе с пояснительной запиской передается на рассмотрение: членам ТК; организациям госнадзора за стандартами; научно-исследовательской организации стандартизации для издательского редактирования.
– решается вопрос о принятии проекта стандарта путем голосования членов ТК и оформления результатов голосования протоколом.
Принятые проекты ГОСТ Р передаются на утверждение в Госстандарт России. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие.
Государственная регистрация утвержденных стандартов осуществляется в Федеральном фонде стандартов с присвоением регистрационного номера в установленном порядке. Использование ГОСТ Р, не прошедших государственную регистрацию, запрещено.
Информация о принятии стандарта публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никифоров, А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2005. – 422 с.
2. Тартовский, Д.Ф. Метрология, стандартизация и технические средства измерений: Учебник / Д.Ф. Тартовский, А.С. Ястребов. – 3-е изд. - М.: Высшая школа, 2001. – 401 с.
Технические комитеты при Госстандарте России работают в соответствии с годовым планом стандартизации. План составляется на основании заявок, которые могут представлять в ТК предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления. В заявках должна быть обоснована необходимость работы со стандартом. В результате из поступивших предложений формируется полный заказ работы на год.
Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТ Р 1.2-92):
- 1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку;
- 2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);
- 3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;
- 4-я стадия - принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;
- 5-я стадия - издание стандарта.
Государственный стандарт, в процессе его применения, может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен, вовсе аннулирован.
Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.
Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.
В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.
На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.
Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.
Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.
В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.
Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.
Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии -- определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.
Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.
Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с оконча- тельной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также заказчику нормативного документа.
Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 "ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.
Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.
Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.
С целью получения информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.
Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.
Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.
Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).
Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами.
Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт. стандартизация социальный экономический
Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.
Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.
При разработке стандартов необходимо руководствоваться следующими основными положениями.
1) Разработка стандартов должна основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготовляющих и потребляющих продукцию, к достижению общего согласия по управлению многообразием продукции, ее качеству, совместимости и взаимозаменяемости.
2) В первую очередь (только при необходимости) должны разрабатываться стандарты, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.
3) При разработке стандартов на продукцию и услуги необходимо руководствоваться требованиями потребителей, интересы которых представляют органы торговли и общества потребителей. Их представители могут непосредственно участвовать в разработке проектов стандартов (в качестве членов технических комитетов), подготавливать предложения по разработке и изменению стандартов.
4) При разработке необходимо использовать современные методы стандартизации — комплексную стандартизацию, опережающую стандартизацию, методы оптимизации параметров объектов стандартизации. Перспективность работ по стандартизации обеспечивается выпуском опережающих стандартов, устанавливающих повышенные, по отношению к достигнутому уровню, требования к объектам стандартизации. Важнейший метод стандартизации – унификация, заключающаяся в рациональном сокращении видов, типов и размеров изделий одинакового предназначения.
5) Стандарт должен устанавливать требования к основным свойствам объекта, которые могут быть объективно проверены.
6) Стандарты должны быть изложены четко и ясно для обеспечения однозначности понимания их требований.
Проекты ГОСТ разрабатывают технические комитеты по стандартизации (ТК) в соответствии с планами государственной стандартизации РФ. Предусматриваются следующие стадии разработки :
На первой стадии
назначаются руководители и ответственные исполнители по темам, определяются сроки разработки проекта технического задания и сроки выполнения работ.
Далее производится сбор, изучение и анализ материалов по данной теме, имеющихся стандартов, патентов и другой технической документации с учетом высших достижений отечественной и зарубежной техники и передового опыта. Затем составляется проект технического задания, в котором указываются цели и задачи разработки стандарта. Составляется перечень заинтересованных организаций, которым направляется на отзыв проект стандарта;
На второй стадии в соответствии с техническим заданием разрабатывается проект стандарта. Одновременно с разработкой проекта составляется пояснительная записка и проект плана мероприятий по внедрению стандарта. В пояснительной записке указываются цели и задачи разработки стандарта, область применения, основные технико-экономические обоснования. Проекты отраслевых стандартов рассылаются по установленному перечню;
На третьей стадии организации-разработчику стандарта высылаются отзывы на него, затем составляется сводка отзывов и дается обоснованное заключение по каждому замечанию. При наличии разногласий и существенных замечаний организация-разработчик проводит согласительное совещание, на основании решений которого составляется окончательная редакция проекта стандарта;
На четвертой стадии , производится научно-техническая экспертиза проекта стандарта и утверждение в установленном порядке. Стандарт регистрируется, ему присваивается номер и год.
Обозначение стандартов в общем виде состоит из индекса (например, ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. В обозначении ОСТ и СТО, кроме того, после индекса указываются соответственно условное обозначение министерства (ведомства) и аббревиатура научно-технического или инженерного общества;
Пятая стадия связана с изданием стандарта, которое осуществляет ГОСТ Р.
Порядок разработки, утверждения, учета и применения ОСТ устанавливают министерства. Стандарты научно-технических и инженерных обществ разрабатывают в порядке, установленном этими обществами.